Как совершать намаз, чтобы Аллах услышал тебя?

Пшихачев Шафиг Ауесович- представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председатель Международной исламской миссии

Я говорил уже о том, что ислам, в принципе, религия, которая призвана защищать чистоту человека, его души, тела, здоровья, имущества, но мы живём в мире, мы живем на земле, и естественно, как и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: не бывает людей без ошибок, безгрешных людей не бывает; но самый достойный человек, сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) это тот человек- который раскаялся. Понимая, что мы живем этой земной жизнью, понимая, что мы не всегда можем соблюдать какие-то меры, мы переходим какие-то меры, кто-то разозлился, кто-то матерится, ну, бывают такие моменты, но милостивый и милосердный Всевышний – наш Создатель, даёт возможность каждому очиститься. И вот месяц Великого поста является месяцем очищения.

Пахомов Дмитрий Вячеславович- Директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность»

Пост – это то явление, которое исторически сложилось.  Если мы возьмём Новый Завет и почитает о чём там говорится, то, к примеру, ученики Христа – апостолы, в тот период, когда Христос проповедовал, ещё до распятия, они не постились. И когда у Христа фарисеи спросили: «почему твои ученики не постятся? Наши ученики постятся соблюдают все правила, а твои нет.» Он (Христос)ответил: что как могут поститься сыны чертога брачного, вот когда отнимется от них жених -будут поститься.

После того, как Христа распяли, апостолы, в знак траура по нему, постились. Далее после Воскресения Христова апостолы опять перестали поститься. И в древней церкви пост накладывался в исключительных случаях, только тогда, когда, была особая потребность обратиться к Богу, с какой-то особой просьбой, подчеркнуть. В дальнейшем, когда эсхатологические чаянья, а древние христиане молились: «Мара́н Афа́» переводиться это на русский – «Ей, гряди, Господи», потому что люди ждали, что Христос, вот-вот, придёт и основная задача древних Христиан была – распространять веру. И, соответственно, потом, когда Римская Империя стала христианской и уровень благочестия резко упал, церковь решила закрутить гайки, как говориться и появились посты – некие ограничения.

Меир Маневич- раввин Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений (КЕРООР)

Пост ещё в древних еврейских источниках, в Танахе, упоминается как мера, применяемая грешником, для того чтобы они получили искупление. Это даже не наказание, это в помощь их раскаянью. Человек грешит из-за гордыни, гордыня появляется из-за плотских побуждений, человек эгоистичен, человек привык угождать своим страстям. И когда он это делает не задумываясь, он забывает о Всевышнем, забывает о Его законе. И впадая в гордыню -впадает в похоть и разные другие грехи: в жадность, в высокомерие, в гордыню, всё это есть побочные явления телесности человека – физической телесности. Стоит человеку немного начать страдать, как он начинает понимать ясно и понятно для себя, сколь бренны его земные дела и желания. То есть старость наводит человека на мысль, что он прожил жизнь неправильным образом и мог бы прожить по-другому. Болезнь быстро человека приводит к разуму, он понимает, что время, которое он проводил, было бездарно потеряно. И многое другое. что ослабевает мощь плоти, оно высвобождает мощь разума и души. Так оно работает, где плоть – это заглушка в фонаре, которую нужно поднять, что бы свет души воссиял. Человек – кающийся, понимающий корень – источник своего греха, должен его ослабить.

Пост должен привести к физическому ослаблению человека. дабы дать ему понять, что твои желания эфемерны. Вот сейчас тебе очень хочется запрещённой пищи, завтра тебе захочется чужой жены, послезавтра ещё чего-то и цена этого будет огромной, но давай я сейчас пошлю тебе зубную боль или просто обычный голод по хлебу и воде и посмотрим сколь тебе будет до всего остального. То есть пост выстраивает приоритеты и поэтому Тора говорит о посте только один раз, она говорит о посте, когда это связано с Днём очищения -Йом Кипур. Когда еврей получает от Всевышнего очищение от всех его прегрешений в течении года. Поэтому это уместно поститься в Йом Кипур. Еврейская традиция добавляет к этому обязательному посту ещё четыре поста, но уже по совсем другой причине. Каждый из этих постов прямо или косвенно связан с трагическими датами еврейского календаря, которые связаны с разрушением первого и второго храмов или с теми событиями, которые предшествовали их разрушению, или которые явились следствием их разрушения. То есть. так или иначе эти посты исторические, пророки во времена которых были введены эти посты говорили, что они будут отменены, когда придет Мессия и единственный пост, который останется будет «Йом Кипурский» пост, который не является постом траура, а является постом радости, когда мы, как бы, возносимся душою над телом. Иудаизм поощряет только обязательные посты и не поощряет посты, которые вредны здоровью человека. Не поощряет изнурение тела, которое может привести к необратимым изменениям в здоровье. И также те обязательные посты, которые у нас есть, они позволительны только тем людям, здоровье которых им это позволяет, то есть тяжелобольным людям, беременным женщинам, детям посты не предписаны, и женщина может, в принципе, поститься добровольно, если не идёт речь о «Йом Кипурском» посте- когда только опасно больным разрешено не поститься. Все остальные должны это делать – держать этот пост. Остальные посты, не смотря на их древность и обязательность для всего народа, их выполнение обусловлено только состоянием твоего здоровья и, как я сказал, женщины могут взять на себя пост и они берут на себя пост вместе с мужчинами, но им легче разрешить не поститься чем мужчинам.

Заставка

Пшихачев Шафиг Ауесович- представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председатель Международной исламской миссии

Пост- это не столько воздержание от еды питья и других земных наслаждений, пост – это прежде всего очищение своей души, чтобы задуматься, это анализ своей жизни, анализ поведения. Мы можем казаться другим кем угодно, но заглядывая себе вовнутрь мы знаем кто мы есть, и вот Всевышний, Аллаху Тааля, дает возможность нам заглянуть в своё нутро, помолиться, очиститься и основной смысл соблюдения поста, это очищение от тех наслоений которые могут быть в обычной жизни.

Пахомов Дмитрий Вячеславович- Директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность»

Первый пост, который появился – это Великий пост. Он имеет обоснование тем что Христос, когда сорок дней находился в пустыне, он ничего не ел и не пил, и в продолжение испытаний, которые претерпел Христос, православный христианин тоже должен во время Великого поста ограничивать себя в пище, не должен есть мясной пищи, рыбной пищи, молочной пищи за исключением нескольких дней – Благовещенья и Входа Господнего в Иерусалим (Вербного Воскресенья), в Лазареву субботу можно есть икру, в другие дни христианин должен накладывать на себя строгий пост. Но этот пост имеет не то значение, что человек обязан, будь он больной, имеет какие-то слабости здоровья, и он должен умирать, но поститься. Нет, не в коей мере. Существует система послаблений, вообще есть такое выражение как «Акривия» – это строгое следование канонам и «Икономия» – это более либеральное отношение к канонам и либеральный подход. И вот. нет четкого правила по отношению к человеку, что он должен поститься так-то, например, сухоядением заниматься, как в первую неделю Великого поста положено или в Страстную неделю вообще ничего не есть в определённые дни, вот такого нет. Поэтому есть дифференцированный подход. Пост нужен для того, чтобы человек вышел, на какое-то время из привычного круга и задумался о вечном, подготовил себя к тем или иным церковным праздникам, например, праздник Пасхи, Воскресения Христова, праздник Рождества Христова и другие праздники. Поэтому пост исторически сложился как институт, позволяющий привести человека к более глубинному пониманию сути вещей, потому что сам человек, находясь в естественном круговороте жизни, к этому не способен. Поэтому человек должен себя ограничить, чтобы настроиться на более возвышенную волну.

Пшихачев Шафиг Ауесович- представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председатель Международной исламской миссии

Обязательным постом является пост в месяц Рамадан – это предписание. Почему так? Пророк Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), в своей жизни был примером соблюдения всех норм Ислама. Однажды он услышал высказывания троих людей, и первый сказал: я никогда не женюсь, потому что я хочу посвятить себя Всевышнему. Второй сказал: я всегда буду держать пост, потому что пост — это приближение к Всевышнему. Третий сказал: а я никогда не буду выходить из мечети. И Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)  встречает их на каком-то собрании и говорит: вот я слышал, что ты сказал так, а ты сказал так, а ты сказал так. Это правда? Они сказали да посланник Аллаха. Он сказал: Я Пророк, я и женюсь, я и пощусь, я и ем, я и молюсь, я и занимаюсь земными делами. Поэтому есть пост обязательный, определённый Всевышним. И то, в каком месяце пост нужно соблюдать и как, всё это прописано в Коране. Остальные посты – желательные. Если у человека есть желание, то он может соблюдать эти посты. Например, Пророк в какой-то период каждый понедельник соблюдал пост. Как-то пришел один из асхабов и попросил Пророка Муххамада (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы ему увеличили пост, тогда Посланник Аллаха сказал, постись в понедельник, на что асхаб сказал, что может и поститься и больше. Тогда Пророк сказал, чтобы он постился каждый понедельник и четверг. Я могу ещё, сказал асхаб. Тогда Посланник сказал поститься полмесяца, но не больше. Иначе человека постигнет истощение. Даже при соблюдении поста есть некоторые исключения. В исламе очень либерально относятся даже к исполнению обязательных предписаний, обязательных обрядов, в частности пятикратной молитвы. Если человек в пути, он может сокращать молитвы, он может объединить молитвы. Если человек просто не в состоянии совершать молитву своевременно, то он может восполнить молитву, потому что главное, чтобы человек осознавал, что он обязан это делать. С постом также; если человек болен, неизлечимо болен, то он может не соблюдать пост, но из своих средств он выплачивает определённую сумму. Это не покупка поста, это чтобы человек, который чувствует на себе обязательство исполнения этого обряда, почувствовал облегчение, ведь эти средства тоже заработаны им. Те, кто находятся в дороге, тоже может не держать пост, а потом восполнить. Конечно, для тех, кто хочет во время поста испытать какие-то земные наслаждения, для них нужно один день восполнять в 60 раз больше! Почему? Потому что. это тот месяц, когда необходимо себя удерживать от земных наслаждений. Либерализм в исламе очень высок и это я могу отнести к некой социальной защите человека, защите его здоровья.

Пахомов Дмитрий Вячеславович- Директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность»

Существует и у католиков Великий пост, существуют другие посты, например, Адвент перед Рождеством. Если мы возьмём христиан ближнего востока, к примеру коптов – монофизитов, они вообще шесть раз в году постятся. Там более строгие посты. Опять же здесь дифференцированный подход, разные традиции, но опять же, для наших слушателей и зрителей это будет интересно, что в России более строгое отношение к посту нежели чем на более благоприятном, с климатической точки зрения, Востоке. Там, к примеру, монахам можно есть мясо и Великим постом допускается употребление, в некоторых местах, рыбы. У нас в России более строго к этому относятся. Это наша русская особенность – гипертрофировать.

Пшихачев Шафиг Ауесович- представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председатель Международной исламской миссии

Это  Пророк(саллаллаху алейхи ва саллям), нам показал, как соблюдать мусульманину пост. Это заключается в том, что от рассвета до заката, человек воздерживается от приёма пищи, от питья и человек воздерживается от земных наслаждений, такие как супружеские обязанности и других. Конечно, самое главное это чистота души и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: как несчастен человек, который просто голодал в течении месяца Рамадан. Действительно человек в течении месяца от рассвета до заката человек воздерживается от пищи и питья, а ночью, после захода солнца, человек имеет возможность употреблять все дозволенные продукты, но и тут происходит очень интересное явление. Человек, который в течении всего светового дня воздерживался от пищи, не может сразу много съесть, ведь этим он нарушает своё здоровье. Таким образом человек, соблюдающий пост, учится есть в дозволенных здоровьем объемах. То есть, человеку нужно есть по чуть-чуть. Вот такое положительное явление в жизни человека. Самое главное, что могу сказать, человек. не испытавший голод, не знает цену пищи – вот это очень ценно. Я с двенадцати лет соблюдаю пост. Если человек не знает цену пищи и сорит продуктами, то жди беды, а человек соблюдающий пост, добровольно отказывается от приёма пищи ради Всевышнего, это не Всевышнему нужно – это нужно ему самому, он познаёт цену продуктов. Он понимает, что такое хлеб, что такое нуждаться в хлебе. И поэтому это величайший урок, который человек получает в жизни в течении благословенного месяца Рамадан.

Пахомов Дмитрий Вячеславович- Директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность»

Грешником можно назвать того человека, который сознательно не верит в Бога, идет против него, или верит, но пытается напакостить Богу, сознательно грешить, делать зло, понимая, что это зло. Если же человек съел что-то запрещённое в пост по состоянию здоровья, то назвать такого человека грешником, думаю, ни у кого язык не повернётся. Единственное человек может раскаяться в том, что он не поступил согласно требованию канонов, но отлучить от церкви за такой поступок никто, на сегодняшний день, не может.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!