Еще не так давно атеизм был одной из главных идеологий нашего общества. И не секрет, что сознание нескольких поколений формировалось именно под «знаменем» атеизма. Однако, интересно и то, что на сегодняшний день идея отрицания существования Бога, снова постепенно актуализируется.

Единобожие

Атеизм

Голос за кадром:

Еще не так давно атеизм был одной из главных идеологий нашего общества. И не секрет, что сознание нескольких поколений формировалось именно под «знаменем» атеизма. Однако, интересно и то, что на сегодняшний день идея отрицания существования Бога, снова постепенно актуализируется, например, среди молодежи. Причины могут быть самые разные, многие религиоведы утверждают, что, возможно, всему виной послужил технический прогресс, а также следствие научных изысканий и экономического благосостояния. Все ранее перечисленное это лишь внешняя оболочка, однако любопытно узнать: каково отношение к атеизму в авраамических религиях.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Что такое атеизм? Атеизм – это отрицание Бога, «тэос» – Бог, «а» – это отрицательная частица. Наша религия, священное писание, говорит: «Рече безумец: несть Бог», то есть мы понимаем, что человек, который говорит об отсутствии Бога – это безумец.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Атеизм, в первую очередь, понимается как безбожие, это такая философская структура, которая пытается объяснить мироустройство, отвергая все чудеса, и понятно, что любая религия, не только ислам, к атеизму относятся не хорошо. В нашем понимании – это как болезнь, от которой нужно спасти человека.

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

В нашей религии, конечно, есть такое понятие, как атеизм, то есть это те люди, которые говорят, что не верят в Бога, не верят в то, что Бог сотворил мир, но мы верим, что, в конце концов, все дойдут до понимания, что есть Бог, который сотворил мир. Если мы заметим, в Торе нет заповеди: верь в Бога, есть заповедь: узнать Бога, познавать Бога.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Как таковых, неверующих людей трудно найти сейчас. В своем роде, атеизм тоже можно назвать религией, то есть кто-то верит, что Бог есть, кто-то верит, что Его нет. Доказать отсутствие Бога – невозможно. Да, мы говорим, что вера – это дар Божий, то есть это тот дар, который Бог даёт человеку. Тебе дал Бог дар, и ты считаешь себя человеком счастливым, если ты этого дара не обрёл по каким-то причинам, то, конечно, с сожалением можно говорить о таком человеке.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

То, что мы находимся в этом мире, каждый наш день – чудо, а атеизм опровергает все эти чудеса- это неправильно.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Мне кажется, истинно верующему человеку не нужны научные доказательства бытия Божьего. Присутствие Бога мы ощущаем, непосредственно, в своей жизни.

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Возможно человек только говорит, что он не верит, но это только по тому, что он хочет быть освобожден от разных обязанностей, которые накладываются на верующего человека, но на самом деле, в глубине души он верит в Бога и мы должны это раскрыть, показать ему, что он верующий человек.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Нужно с уважением относиться к выбору других людей, что, в общем-то, наша православная церковь и делает. Не навязывать никому своих взглядов, но и в тоже время не давать возможность навязать нам чуждые взгляды, как это было в годы воинствующего атеизма, безбожия, который, в драматические годы для нашей страны, правил всем: наукой, культурой, образованием и пытался вторгаться во внутренние установления религиозных организаций.

Голос за кадром:

Известно, что разделение, в каждой общине, на понятия свой и чужой существовало испокон веков. И в течении своей жизни каждый из нас фильтрует окружающий по средству данной классификации. А как воспринимают отрицающих Бога людей представители монотеистических религий?

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Вообще, в нашей религии самое главное, самое важное – это любовь к ближнему, тем более, если это не верующий человек, то его надо любить ещё больше. Потому что у нас не верующий человек – это как больной человек, в духовном смысле, и, если есть человек нуждающийся в помощи, больной человек, тогда наоборот, ему надо оказывать больше любви, больше помощи, понимания. Если, например, в семье есть больной ребёнок, то его любят ещё больше, оказывают больше внимания, потому что ему надо помочь и тоже самое с человеком, который пока не верит в Бога – это болезнь, потому что жить без веры в Бога невозможно. Но самое страшное, когда человек отрицает Бога и говорит, что ему и так хорошо, потому что больной человек, который говорит, что он не больной это самая страшная болезнь.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Конечно такие контакты происходят и нужно общаться также как мы общаемся со всеми. Мы должны общаться со всеми людьми, как общался Христос, с любовью. В нашем сердце не должно быть пламенной ненависти, в нем должно быть горячая любовь и этой любовью, очень часто, мы можем привести человека к храму Божьему, как замечательно говорил в своих проповедях митрополит Антоний Сурожский, кафедра которого находилась в Лондоне, но который был иерархом нашей православной русской церкви, он говорил: «В жизни каждого человека должна произойти встреча с Богом. Но это не обязательно должно произойти где-то на дороге, например, ты споткнулся и встретился, Бог приходит к нам и через других людей. И вот иногда, когда ты встречаешь истинно верующего человека, сердце которого открыто ко всем, преисполнено любви к Богу и ближнему своему, то есть выполняет все главные заповеди, которые нам дал Бог, то этот человек, не только словом, но и своей жизнью, иногда даже просто любящим взглядом и улыбкой открывает дорогу в новый неизведанный духовный мир».

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Мусульмане, как и все представители других авраамических религий и любящие Бога, понимают, что любой человек творение Господа, поэтому мы относимся к атеистам с сожалением, мы понимаем, что эти люди не нашли истину, сбились с правильного пути, и наша миссия — это не давить такого человека, а помочь ему встать на истинный путь.

Голос за кадром:

Невзирая на консервативные воззрения людей верующих, религиозных, феномен атеизма существует и от этого никуда не деться. Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством людей, на работе, в транспорте, на учебе и так далее. Влекут ли за собой опасность представители атеистических воззрений и в чем она может заключаться?

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Отрицание Бога, если оно происходит не на кафедре религиоведа, например, если это не научные, культурологические, религиоведческие дискуссии, в этом ничего страшного нет. Страшно, когда на безумной идее отрицания Бога начинаются безумные поступки и особенно они опасны для молодежной среды, ведь помните есть замечательная русская поговорка: «Свято место пусто не бывает». И если нет в душе Бога, то туда обязательно приходит тот, кто является Его прямой противоположностью – сатана.

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Отрицание Бога – самое опасное как для самого человека, так и для его окружения. То есть человек, который не верит в Бога не видит смысл жизни, он сам себе строит какой-то смысл, но сегодня он один, завтра уже другой. Он может попасть в тяжелые ситуации, потому что он не понимает для чего живет, для его окружения это тоже опасно, так как человек, который сам себе устанавливает законы, сам решает, что важно, что неважно, тогда, например, сегодня он считает, что нельзя убивать, а завтра он докажет себе, что можно. Если мы, например, возьмём Холокост, то Нацистская Германия была самой технологически продвинутой и культурной страной, но, когда они доказали себе, что нужно уничтожать какие-то нации, религии, тогда они себя вели хуже, чем дикие звери, даже нельзя их называть людьми.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Увлечение деструктивными культами, теориями, практиками, распространение идеологии сатанизма, это тоже опасно и опасно оно не просто тем, что оно является отрицанием Бога, оно является попыткой перерождения будущего нашей страны, возвращение его в страшные дебри язычества и это может происходит разными способами. Это могут быть открытые религиозные формы, это могут быть какие-то музыкальные проекты.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

У нас так говорится в исламе: тот, кто нашел Бога, нашел всё, кто потерял Бога потерял всё. И если посмотреть на мир, посмотреть на всех нас, то мы увидим, что всё работает как часы и во главе всего стоит Господь.

Тот, кто не знает Господа – не знает для чего живет, у него образуется пустота, образуется хаос, начинаются очень большие проблемы, которые связаны не только с нашей мирской жизнью именно поэтому это страшная вещь

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Человек, который не верит в Бога опасен для окружения, потому что он сегодня понимает, что нельзя убивать, нельзя красть, нельзя врать, а завтра он себе объяснит, что эти вещи делать можно. Поэтому, нужна вера в Бога, полноценная, ежедневная с утра, до вечера, с вечера, до утра.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Ведь чтобы что-то отрицать, нужно сначала познать это. Мы до сих пор бьемся, дискутируем по всей России по теме: преподавать, или нет основы религиозной и светской этики, в которой есть религиозные модули: православие, ислам, иудаизм, буддизм и так далее. То есть шесть модулей среди которых есть и светская этика. И вот родители для своих детей могут выбрать изучение духовной культуры. Это культурологические предметы, а не религиозные, это не значит, что вместо уроков математики детей заставят молиться, нет это культурологическая, светская дисциплина, но она рассказывает о духовных традициях. Потому что если даже этого не будет, тогда в эти неокрепшие души и сердца, которые не знают свои традиции, а уже смотрят по сторонам и думают: Отрицаю я? Принимаю я? Воспринимаю я? Так можно не только потерять религиозные и национальные традиции, так не долго и отечество потерять.

Голос за кадром:

Но во всяком случае, в монотеистических, а тем более в авраамических религиях, всегда было разделение на контингент людей неверующих вообще и тех, кто верит в целый пантеон Богов или покланяется иным культам. Есть ли в вашей религии принципиальная разница в отношении к неверующим и к верующим, но не в тех Богов?

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Понятие неверующий, и это не только моё мнение, эти люди всё равно верят, в то что они не верят. То есть, они свято верят в то, что Господа нет и идут за какими-то учеными. Мы, как мусульмане, относимся к ним, как и к другим творениям Господа. Если взять по категориям: самые близкие к нам люди верующие, а те, которые не верующие, мы не можем есть их пищу, мы не можем на них жениться, но при это есть такое понятие как, ахль аль-Китаб. То есть это иудеи, христиане и они считаются самыми близкими людьми к нам и, например, с ними у нас другие отношения, то есть мы имеем право на них жениться, мы едим их пищу.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Когда мы собираемся на свои заседания, а они проходят достаточно часто, в последнее время они проходят с участием главы Республики Крым – Сергея Валерьевича Аксёнова и очень часто в помещении зала заседания совета министров Крыма; мы не обсуждаем, что нас разъединяет, мы конечно разные, и представления о религиозных доктринах у нас бывают диаметрально противоположные. Мы обсуждаем то, что нас объединяет. А что объединяет? Как замечательно говорил святейший патриарх Кирилл на межрелигиозном саммите, который состоялся в городе Баку в 2008 году, и кстати говоря, он говорил это, находясь в мечети, где собрались в том числе и лидеры различных конфессий, он сказал: «Да, мы разные, но в тоже время между нам есть что-то общее. Что же общего между православными, например, и мусульманами? Мы народы молитвы, а молитва – это всегда призыв к любви, это всегда призыв к милосердию, это всегда обращение к Богу и нет таких молитв, если мы говорим о традиционных конфессиях, которые призывали бы к ненависти, вражде, неприязни друг к другу, не любви. Вот это и есть то общее, что объединяет». Поэтому в Крыму, в межконфессиональном совете, который возглавляет Владыка Лазарь и муфтий мусульман Крыма Хаджи Эмир-Али эфенди, мы стараемся моменты, которые объединяют нас, находить и развивать.

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Отношение одинаковое. Я приведу такой пример, чтобы у нас помолиться правильно, надо собрать как минимум десять евреев, это называется у нас миньян, не имеет значения кто находиться в миньяне верующий еврей или тот, который говорит, что он не верующий, сам факт, что он еврей даёт возможность причислить его к миньяну и провести молитву. Даже не верующий еврей, он всё-таки еврей и у него есть душа и не имеет значения верит он или нет, потому что его душа всегда светит.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Муфтий мусульман Крыма, когда были баталии: возрождать или не возрождать собор Александра Невского, межконфессиональный совет Крыма принял такое решение и, кстати, первый документ, который подписал муфтий, будучи уже в межконфессиональном совете, это был призыв к возрождению собора Александра Невского, который уже, слава Богу, под патронатом нашего президента В. В. Путина, почти восстановлен. Завершается его роспись и мы будем ждать радостного момента его освящения.

Также и митрополит Лазарь обратил своё слово в государственном совете, о том, что необходимо выделить средства для строительства соборной мечети и владыка Лазарь вместе с муфтием мусульман Крыма и главой Республики присутствовал при начале строительства. Поэтому мы стараемся достучаться до нашей молодежи и стараемся, чтобы они общались между собой, они должны вместе общаться, вместе жить, для того, чтобы наш Крым процветал в Единстве всех народов, его населяющих.

Голос за кадром:

Мы живем в современном мире, где каждый день изобретается что-то новое, обнаруживаются новые воззрения и истины. Как в вашей религии относятся к научным изысканиям, основанных на атеистических принципах?

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Наша религия спокойно относится к научным изысканиям, в том числе и на атеистических принципах. Вызывает большое сомнение другое, когда многие изыскания, ещё не выйдя из экспериментальных лабораторий уже, я так думаю, с каким-то умыслом, пытаются внедрять в практику и здесь уже, конечно, не до научных дискуссий. Здесь уже речь идёт о сохранении человеческого рода. То есть, каждый раз, когда мы пытаемся вторгнуться в Божий замысел о человеке, о земле, например, когда мы обсуждали идею клонирования, к чему это может привести, вопросы о создании искусственного интеллекта.

Современная цивилизация даёт достаточно много вызовов верующему человеку.

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Есть такая притча, что когда-то раввин спорил с атеистом по поводу того, что человек произошел от обезьяны или от человека. Тогда раввин сказал атеисту: если ты хочешь, чтобы твои предки были обезьянами, тогда пожалуйста, но потом не удивляйся отношению твоих детей к себе, потому что они понимают, что ты ближе к обезьяне чем они, а я верю, что моим предком был Адам, который был сотворён руками Бога, поэтому мои дети относятся ко мне по-другому, потому что я ближе к Адаму, Аврааму, Ицхаку, поэтому они относятся ко мне с уважением. Но, конечно на каждый вопрос есть свой ответ.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Нужно подробно разбирать конкретные изыскания, но наука никогда не противоречит религии. Наука, которая построена на каких-то атеистических предположениях, научный атеизм, например, который очень долгое время у нас преподавался в институтах и в других учебных заведениях, на тех вещах, которые пытаются заменить истину какими-то догадками, таким образом они заменяют веру. Ведь человек, который не верит в Господа, начинает придумывать какие-то нелепые вещи и начинает в них верить.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Экстракорпоральное оплодотворение, казалось бы, ну что здесь плохого, в последние годы о нём много говорят. Есть пары, которые не имеют детей и вот наука, медицина помогает, но каким образом помогает? Когда создаётся искусственно несколько эмбрионов и из десяти эмбрионов уничтожается восемь или девять, вот что это? Это наука? Или это подобно тем бесчеловечным экспериментам, которые проводили немецко-фашистские захватчики в концлагерях? Лично я считаю, второе, хотя и немецко-фашистские захватчики считали, что занимались наукой, они создают новые лекарства, ищут новые методы лечения и прочее, прочее, прочее, то есть всегда в науке должна присутствовать этическая сторона и церковь об этом настоятельно говорит. Есть в русской православной церкви основы социальной концепции, принятой в 2000-м году, где эти вопросы достаточно широко рассмотрены и было бы хорошо, чтобы наши учёные тоже приоткрывали эту завесу этических вопросов перед своими научными исследованиями.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Наука и ислам друг другу не противоречат и фундаментом науки, в определённый период, явилась исламская цивилизация. И поэтому мы понимаем, что различные атеистические домыслы не имеют под собой никакой основы и никаким образом они это доказать не могут.

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Если мы найдем книжку, которая лежит на полу, поднимем её и прочитаем какую-то интересную историю, интересную сказку, то даже самый глупый поймет, что это книга написана человеком. Ну не может быть, чтобы вдруг появились чернила, они упали на бумагу и на ней написалась забавная история, или сказка. Мир наш намного более красивый и уникальный.

Голос за кадром:

Каждый из нас имеет право на свободу совести и вероисповедания, в современном мире, как религиозный человек, так и представитель противоположной идеологии, имеют абсолютно равные права и обязанности, это также закреплено на законодательном уровне, однако, испокон веков человек устроен так, что ему необходимо во что-то верить. Важна некая опора, на которую можно положиться и надеяться. Посредством первых верований объяснялись различные явления вокруг, культы также включали в себя защиту от всего негативного. В наше время у нас есть нечто большее, чем просто верование – единобожие, которое основывается на священных писаниях, догмах. Это верное руководство в нашей жизни, вечный двигатель, регулятор порядка в этом бренном мире.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *