Казалось бы, человечество прогрессирует, появляются новые изобретения, изыскания, развивается дипломатия, ученые находят лекарства даже для ранее неизлечимых болезней…но, увы, от войн и распрей стойкого противоядия еще не найдено. Безусловно, именно в военное время рождаются минуты самого острого отчаяния и самой искренней надежды, веры в лучший исход. Единственной опорой и пристанищем страждущей души, истерзанной пытками смертей и потерь, конечно же, становится религия.

Единобожие

Война

Голос за кадром:

Нам посчастливилось пребывать на этой земле в мирное время, однако каждый день мы можем слышать из СМИ, телепрограмм о каких-либо печальных событиях. Казалось бы, человечество прогрессирует, появляются новые изобретения, изыскания, развивается дипломатия, ученые находят лекарства даже для ранее неизлечимых болезней…но, увы, от войн и распрей стойкого противоядия еще не найдено. Безусловно, военное время не самое простое, именно тогда рождаются минуты самого острого отчаяния и самой искренней надежды, веры в лучший исход. Единственной опорой и пристанищем страждущей души, истерзанной пытками смертей и потерь, конечно же, становится религия. Мы решили поинтересоваться, какое отношение у авраамических религий к войне?

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Вообще, в нашей религии самое главное, самое важное – это как раз возлюбить ближнего, как самого себя. Есть такая интересная история, которая рассказывается в Талмуде, что когда-то был не еврей, который пришел к одному раввину и попросил, чтобы он его принял в еврейство, чтобы он прошёл гиюр, как это у нас называется. Но он попросил очень странную просьбу: Я готов стать евреем, но расскажи мне всю Тору стоя на одной ноге. И раввин понял, что перед ним стоит особый человек, он понял, что выгонять его не надо, наоборот, надо его принять, надо его научить и он ему сказал, что в Торе самое главное – это не делай своему другу то, что не хочешь, чтобы сделали тебе. А всё остальное – это уже объяснение, всё остальное – это уже комментарии к самой важной заповеди. И наоборот, чем больше мы любим своего друга, чем больше мы любим второго человека – это показывает то, что мы верим в Творца. Есть такая пословица: мы любим любимого.

Всевышний он любит нас, поэтому, когда мы любим любимого – это значит, что мы любим Всевышнего, когда человек любит сына человека, для того человека – это намного важнее, чем любить его. Когда мы помогаем сыну, когда мы помогаем тому человеку, которого человек любит – это намного важнее, чем любить просто его, когда мы доказываем ему, что не просто любим его, но готовы сделать ради него что-то.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Любые военные столкновения, связанные с убийством человека, а война – это всегда жертвы, – это всегда трагедия, – это всегда горе и отношение к трагедии может быть всегда однозначным. Но мы знаем с вами из курса школьной истории, даже не изучая традиционную духовную культуру, о том, что войны бывают справедливые и не справедливые.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Крайне негативно, потому что война – это и убийства, и кровопролитие, это большие потери, это всегда жертвы, жестокость и любая религия, не только ислам, к войне относится негативно – это крайняя мера.

Голос за кадром:

Очень часто мы можем встретить фразу: «Ни одна религия не призывает к войне и насилию», действительно, это правда. Ни в одной догматике мы не найдем призыва к беспочвенным конфликтам. Можно ли говорить о миролюбивом характере вашей религии и почему?

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Конечно, в нашей религии мы не просто не любим войны, мы пытаемся всегда искать мир и это не только в нашей религии, но и в других. Когда люди встречаются, первое, что они говорят – это Шалом или на арабском – Саллам Алейкум, Шалом Алейхум на иврите. Шалом переводиться как мир, потому что наша задача, когда мы встречаем другого человека – это как раз принести мир, то есть, как мы можем сделать добро, как мы можем улучшить этот мир. И написано, что одно из имен Всевышнего – это Шалом, потому что Всевышний, Он есть мир, Он желает мира. И поэтому, когда Он нас сотворил, основная задача была, конечно, чтобы мы здесь охраняли этот мир. Для нас это самое важное.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Конечно можно говорить, что ислам – это миролюбивая религия. И даже не можно, а нужно так говорить, потому что ислам обозначает мир. Любой мусульманин, когда приходит и здоровается он говорит Селям Алейкум. Селям Алейкум – это традиционное наше приветствие и переводится – «Мир Вам». Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, учил тому, что мусульманин – это человек, который не навредит никому, ни словом, ни действием. И самое главное это соседство, которое построено на добрососедстве, и из-за этого мир – это самая важная ценность, которая дана Всевышним, и мы должны сделать всё, чтобы его сохранить.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Если мы вспомним Христа, который часто обращался к своим ученикам и говорил: «Мир Вам! Мир Вам даю».

Это стяжание мира. Мира, как взаимоотношения с другими людьми. Мира в собственной душе. Мир и любовь – это то, что должно быть присуще каждому христианину. И заповедь гласит: «Возлюби Бога и возлюби ближнего своего». Это всё о любви, это всё о мире, поэтому, безусловно, христианство – это миролюбивая религия. Ибо сам Бог так возлюбил наш мир что отдал Сына Своего единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Голос за кадром:

При возникновении и распространении любой религии всегда возникают какие-либо препятствия. Общество не так просто принимает новые правила и устои, не так легко начать жить по-новому и изменить свое сознание. Какие войны, исходя из принципов вашей религии, считаются допустимыми и справедливыми?

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Война недопустима. Просто так воевать нельзя. Есть конечно законы, когда можно воевать. Основной допустимой причиной войны –это защита своего народа, защита своей родины. Это основная причина, когда можно воевать и нужно воевать, как я уже сказал. Есть закон, который звучит на иврите как: «Аба лэоргэха ашкэм лэорго» – «Тот, который встал, чтобы тебя убить, ты должен встать раньше его и убить его», чтобы не допустить угрозы народу, угрозы родине.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Когда мы смотрим на историю Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям, и на его учение, учение ислама, учение Корана, мы можем узнать, что разрешены оборонительные войны, то есть тогда, когда нужно защитить свою честь, свою семью, свою родину. То есть разрешены войны оборонительного характера.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Тогда, когда кто-то на кого-то нападает с агрессивными целями это безусловно грех, но защитить свою страну, взяв даже оружие в руки – это святая обязанность. Защитить своё Отечество, защитить свою веру, защитить свой народ. И таких историй, таких событий, таких войн, к сожалению, в нашей драматической истории было достаточно много и отношение православной церкви к ним характерно. Например, такие личности, как Святой Александр Невский – полководец, который был святым угодником Божьим. Святой Преподобный Радонежский благословлял на защиту своих двух монахов: Пересвета и Ослябю. Святой Федор Ушаков, который не знал поражений и освобождал пределы как своего отечества, так и за его границами. Святитель Лука был награжден, в годы Великой Отечественной войны, медалью за доблестный труд, потому что он действительно героически оперировал в госпиталях Красноярского края, где написал письмо в Правительство в Москву: «Прошу на время разрешить мне, находясь в ссылке, приостановить ссылку, я потом, после войны, готов продолжить её, но разрешить мне проводить операции.» Он был не просто хирургом, он руководил целой сетью госпиталей в Красноярском крае. Поэтому, защита своего Отечества, своей земли, своей Веры – это священный долг православного христианина.

Голос за кадром:

К сожалению, иногда и миролюбивым общинам приходится прибегать к радикальным мерам борьбы. Случаются различные ситуации, когда необходимо защитить свою жизнь или защитить свои наивысшие ценности, такие как: семья и, конечно же, религия. Приведите пример наиболее значимой войны вызванной религиозными причинами в истории народов, исповедующих одну с вами веру.

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

В Торе сказано, что, когда евреи заходили в Израиль, когда Всевышний обещал Аврааму, Ицхаку и Якову, что Израиль будет вашей страной. Дальше рассказывается, что, когда евреи заходили в Израиль, Всевышний сказал, что пришло время чтобы вы завоевали Израиль. Евреи побоялись, евреи сказали, что мы слабые, мы маленький народ, а там живут великие народы, как мы сможем завоевать Израиль? Тогда Всевышний сказал, что Израиль ваш и это моё решение, вы должны сделать только маленькое действие, а я вам помогу, чтобы всё стало на своё место. Так и было, Всевышний говорил им куда идти, они делали какие-то маленькие действия, например, рассказывается, что Иерихон обошли семь раз, стена упала и люди понимали, что это рука Всевышнего. Сам Всевышний говорит в Торе, что я сотворил мир, я решаю кому он принадлежит, какая страна кому принадлежит. Поэтому мы заметим, что Тора начинается, как раз, со слов, что в начале Всевышний сотворил мир, а потом уже идёт всё остальное, несмотря на то, что Тора – это не учебник истории, это книга законов и надо было начинать с законов, но Всевышний понимал, что люди будут воевать, люди не поймут, что к чему, кто главный, кто не главный, кому что принадлежит, поэтому Всевышний говорит: все принадлежит Мне, я решаю, что кому, где, как и когда. Поэтому наша главная задача – это просто открыть Тору, посмотреть, что там написано и понять, что Тора – это не просто книга-история, это путеводитель.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Наверное, много таких войн можно перечислить, которые очень важны в истории. Это было, как бы, началом новой эры. Но самое первое – это в начале развития ислама, когда неверующих было в три раза больше, чем мусульман, произошло сражение при Бадре, наверное, оно одно из самых важных, потому что именно в тот момент и Пророк, саллаллаху алейхи ва саллям, просил помощи у Аллаха и в этой битве участвовали и ангелы, поэтому, я думаю, это была очень важная битва.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Можно привести пример крестовых походов, если говорить о христианстве. Но нельзя назвать христианскими поступки людей, которые называли себя христианами, они ничего общего с христианством не имеют. Когда крестоносцы разорили Византийскую Империю, разорили Константинополь, жгли и убивали, грабили святыни. Кстати, и в истории России, когда мы говорим о средневековье, когда было время феодальных усобиц, когда один князь шёл войной на другого, они попирали то, к чему призывает Господь, попирали то, к чему призывает писание, святоотеческое наследие. И когда считали, что только святыни моего края нужно охранять, а те святыни, который находятся в другом княжестве можно разграбить – это тоже не имеет ничего общего с истинным православием. Вот поэтому мы сейчас и говорим, что нужно не только принять крещение, но и просветиться светом веры Христовой, а просвещение – это всегда обучение, это всегда образование, это всегда воспитание.

Когда мы после долгих лет духовной жажды имеем возможность напитать души и сердца наших людей, а прежде всего молодежи, светом истинной веры, дать им испить из этого вечно живого источника. Поэтому сегодня, как никогда, нужно заниматься детьми, молодёжью и делать это сообща, всеми конфессиями. Доносить до молодежи свою духовную традицию и тогда они поймут, что и православные, и мусульмане говорят: Не убей, и православные, и мусульмане против абортов, и православные, и мусульмане за то, чтобы были семьи, чтобы не было разводов и многое-многое другое. Всё, что актуально сейчас для нашего времени.

Голос за кадром:

Сейчас мы живём уже в более устоявшимся мире, где за тысячи лет разные религии уже научились мирно существовать. Однако, как вы считаете, почему все же в современном мире происходят войны, в том числе и по религиозным причинам?

Йехезкель Лазар – главный раввин г. Симферополя (Крым):

Почему войны до сих пор существуют я не могу ответить, пускай на этот вопрос ответят те, кто воюют, но скорее всего это из-за каких-то политических идеологий. Но нельзя говорить, что они происходят из-за религиозных принципов, потому что религия и война, это две противоположные стороны и они не могут быть вместе. Те люди, которые говорят, что воюют и убивают во имя Бога, обманывают, не может быть такого. Бог – это мир, – это любовь, – это дружба, Он нас сотворил для того, чтобы мы жили дружно, а не для того, чтобы кто-то кого-то убивал.

Александр Якушечкин – протоирей, настоятель Петро-Павловского Кафедрального собора:

Войны в современном мире по религиозным причинам не происходят, ведь те, кто такие войны инициируют, пытаются рядиться в религиозную одежду, использовать религиозную фразеологию, я бы сказал псевдорелигиозную фразеологию, это же самое что и крестовые походы, тоже самое, когда мы сейчас говорим о терроризме это никакого отношение к религии, не имеет. Другой вопрос, что нужно задуматься, в чем истоки подобных трагических событий, которые имеют большую опасность для всего мира, не для одной религии, не для одного народа. Нужно подумать почему это происходит, почему имеется возможность псевдорелигиозными лозунгами собирать людей? Мы делаем вывод, что, если люди клюют на эту удочку, значит они недостаточно, в том числе религиозно, подготовлены, значит им в своё время не дали той веры, которой жили их деды и прадеды и тут мы снова возвращаемся к воспитанию и образованию, никуда от этого не денешься. Шар круглый, если мы выйдем из одной точки, то мы всё равно, в конце концов, придем в туже самую точку, мы снова вернёмся к детям, к семье, к тому откуда всё берёт начало.

Раим Гафаров – заместитель муфтия ЦРО ДУМ Крыма и г. Севастополя:

Как я и объяснял, религия негативно относится к войне. Если кто-то по какой-то религиозной причине пытается войну пытается защищать, то это неправильно, это неправильное понимание религии, неправильное понимание нашего существования в этом мире. И если у нас есть в мире войны, то если мы попытаемся найти источник, то обнаружим материальные выгоды, например, продажа оружия, какие-то политические цели, то есть то, что связано с мирским. А в любой религии есть понимание, что все мы гости в этот мире и за это время мы не должны кому-то навредить, не должны кого-то убивать, мы должны делать добрые дела, чтобы в том мире нам за это воздалось. В Коране открыто говорится: «Тот, кто убьет человека, подобен тому, кто убил всё человечество, тот, кто спасет человека подобен тому, кто спасет всё человечество» и мусульманин должен это знать.

Голос за кадром:

Со своей стороны, нам полагается прилагать максимум усилий для того, чтобы предотвратить конфликты, а тем более военные действия. Человек не одинок, и, если в его жизни есть Всевышний и молитва, которая поможет даже в сложной ситуации. Воистину, мы верим, что религиозный человек никогда не встанет на путь войны и дай Бог всем нам и нашим будущим поколениям не познать горести потерь и расставаний.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *