Условные обозначения:

AUC – ab urbe condita (от основания города)
РХ – Рождество Христово
ТИ– традиционная история (традиционная версия мировой истории)
ЭГК – экстраполированный григорианский календарь
ЮК– юлианский календарь

Небольшое предисловие

            Особенность этой статьи состоит в том, что она является буквально частью, одним-единственным, да и то неполным, четвертым разделом другой статьи автора этих строк под названием «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» ([1]). Было принято решение ее написать из соображений представления окончательно оформленной точки зрения автора по данной теме и выставить ее вместо всех предшествующих версий работы по этой теме.


1. Непосредственно разгадка тайн начала счета времени в эре лунной хиджры

            Согласно традиционному материалу, изложенному как у И.А.Климишина в книге «Календарь и хронология» ([4]), так и в соответствующей статье википедии ([5]), мусульманская эра началась в новолуние, 16 июля 622 г. н.э.  по юлианскому календарю (далее иногда будет обозначаться как ЮК). Именно этому дню приписывается исход пророка Мухаммада, или Магомета, из Мекки в Медину.

            Откуда взялась эта дата, непонятно.  При этом, как и в случае с тайнами иудейского летосчисления, как и в случае c тайнами датировки эры от основания города, традиционная наука призывает к традиции относиться как к чему-то данному свыше и автономному. Со стороны автора статьи предпринимается попытку построения междисциплинарной естественнонаучной модели, которая показала бы наиболее вероятный путь ее возникновения.

            Недостатки сугубо лунного календаря очевидны. По той причине, что каждый солнечный год начало лунного года переносится на 10,83 суток на более ранние даты, он не может использоваться для сезонных сельскохозяйственных работ. Именно по этой причине в современных арабских странах он фактически вышел из повседневного обихода и используется лишь для проведения религиозных праздников.

            Исходный импульс исходил при этом от Николая Александровича Морозова, от 8-го тома его многотомного труда «Христос» под названием «Новый взгляд на историю русского государства» ([6]), стр. 241. Подробно мы на этом останавливаться не будем. По крайней мере, пока.

            Что касается разгадки тайн его разработки и введения, то в их познании и их разгадке было несколько этапов.  На первом из них было принято принципиальное решение о его принятии, путях и формах его использования, а на втором, собственно, путь его введения в жизнь. Как и в случае с введением христианской эры (см. «О разгадке тайн иудейского летосчисления», [2]), главным конвенционным вопросом, требующим коллективного обсуждения и принятия, была дата его старта, то есть дата первого дня его года и номер года, который был бы ему присвоен.

            С остальным, для конкретности, с достижением определенности с обычными и високосными годами, особых проблем не должно было возникать, ибо он был достаточно хорошо промерен. Не должен был также оказывать особых проблем вопрос начала следующего месяца, несмотря на разность в долготах: если разногласия и возникали, то хорошим путем их решения было обыкновенное необращение внимания, игнорирования факта начала нового месяца в разные дни в разных местах мусульманского мира. .

            Здесь логика ситуации такова, что наилучшего момента старта календаря, первого дня календаря в году, кроме как связанного с зимним солнцестоянием, и не придумать. В это время солнечный день имеет фактически одинаковую продолжительность в течение нескольких дней, а хозяйственная жизнь в умеренных широтах фактически затихает. Итак, привязка номер один для нас  ̶  это день зимнего солнцестояния. А что касается привязки номер два, то в роли таковой, естественно, выступит новолуние !

            Итак, календарь лунной хиджры как сугубо лунный календарь возымел свой старт в тот день, когда имели место и зимнее солнцестояние и новолуние одновременно ! И именно этому дню, этой дате был присвоен первый день лунного календаря в арабской традиции – 1-го мухарамма !

            При этом мы, естественно, знаем и о других его свойствах: то, что ровно через один метонов цикл, т.е. через 19 лет, зимнее солнцестояние и новолуние вновь будут иметь место одновременно, но: это уже будет первый день другого месяца ! И если нам вновь захочется, чтобы в наш заветный день зимнего солнцестояния вновь было новолуние, то нам придется ждать в общей сложности

19*12 = 228 лет

            Ибо таков период передвижения мусульманского лунного календаря по солнечному!

            Теперь мы как исследователи, зная это, проявляем вполне закономерный интерес к тому, когда же день 1-го мухарамма календаря лунной хиджры будет попадать на зимнее солнцестояние. Идеальный вариант, с решением задачи в общем случае  ̶ написать соответствующую компьютерную программу, но: нас может выручить одно обстоятельство, на которое нам и Морозов дал неявное указание. А еще на это дает указание тройной метонов цикл  с его равенством

3*19=57

И результатом преставления всех цифр, участвующих в этом равенстве, в одну строку

1 3 5 7 9

И тогда получится, что столь желанное для нас совпадение дня 1-го мухарамма и зимнего солнцестояния имеет место… ровно в 1357 году ! Если его выписать, предварительно проверив на сайте рекалькуляций ([7]):

22.12.1357 ЭГК* = 1 мухаррама 759 года лунной хиджры

* – ЭГК, т.е. экстраполированный григорианский календарь, является результатом экстраполяции григорианского календаря от 1582 г. на более ранние даты


            А это, в свою очередь, открывает глаза на то, что этот номер года, состоящий лишь из нечетных цифр, мог быть легко получен путем, опять же, рассмотрением того цифрового набора, что дает тройной метонов цикл. И именно от него пошел отсчет вглубь веков, который в итоге и дал дату 16.07.622 ЮК как начало счета по мусульманскому календарю.

            И еще. Давайте обратим внимание на разность

1357 – 622 = 735

            Число 735, которое получилось в итоге – это год т.н. солнечной хиджры, т.е. год по тому календарю, который сейчас принят в Иране. Но: обращает на себя внимание то, что это число состоит, опять-таки, из нечетных неповторяющихся цифр ! Еще одно подчеркивание тройного цифрового материала тройного метонова цикла?

            Можно, разумеется поискать и другие решения, и даже рассмотреть другие календарно-астрономически значимые дни (к примеру, дни равноденствий), и предпринять попытку построений решений с ними, но: у нас одно решение, связанное с тройным метоновым циклом, уже есть ! И другие решения едва ли будут более приоритетными !

            Вывод из основной части четвертого раздела:

            ̶  естественнонаучную модель, объясняющую, почему в качества старта мусульманского календаря выбрана именно дата 16 июля 622 ЮК, можно считать построенной

            ̶ мусульманский календарь лунной хиджры возник как закономерное логическое звено в основном процессе развития календарной астрономии и самой популярной наработкой в области сугубо лунных календарей, причем календарным продуктом той же календарной школы

            ̶ тайну его происхождения представителями российской междисциплинарной науки можно считать разгаданной. И, в порядке мифопоэтики: о славянине, разгадавшем тайну происхождения мусульманского календаря, информацию распространять можно !

2. Небольшой экскурс в историю вопроса,
а также небольшие дополнения

2.1. Основные источники материала по этой теме

            Как и в любой области исторической науки, здесь, в области календарной астрономии, касающейся истории и современного состояния лунных календарей, а также календарей, принятых в различных странах Азии,  здесь есть основные, традиционные источники, а есть и нетрадиционные. И, как это что бывает, традиционные источники дали автору блок канонической информации, а нетрадиционные ̶  импульс для занятия этой темой.

            К традиционным следует причислить уже упомянутые книгу Климишина «Календарь и хронология» ([4]), а также статью из википедии ([5]). По вопросу введения календаря лунной хиджры, у Климишина есть несколько любопытных пассажей об этом:

«Как рассказывает, в частности Бируни ([8]), в далеком прошлом арабы занимались скотоводством, вели счет дням по лунному календарю. Поэтому их паломничество в Мекку – древнюю святыню арабов – происходило в определенные календарные месяцы и в различные времена года. Но куда выгоднее было совершать паломничество в такое время года, когда готовы для продажи товары – шкуры, плоды и т.д. ….

«И вот они – продолжает Бируни – научились у евреев, соседствовавших с ними, добавлять к году месяцы – в это стали делать примерно за двести лет до хиджры – и стали делать с месяцами нечто подобное тому, что делали евреи, т.е. добавлять к месяцам избыток времени между из месяцем и годом по Солнцу, когда этот избыток составляет полный месяц». Вставку дополнительного месяца было принято называть «наси» (от «айям ан-наси» = «добавочные дни»)».

            Если не обращать внимания на легендарную компоненту, присутствующую в этой цитате в явном виде, то ясно говорится, что до поры до времени у арабов был традиционный иудейский лунно-солнечный календарь. Согласно ТИ, вставка 13-го месяца «была запрещена Мухаммадом в 631-м году, а в 638 году (т.е. приметно через 16 лет после начала счета по нему в 622 году – ВП) этот календарь был введен по декрету халифа Омара».

            Самое занятное, не называется причина. Тем не менее, этой лунный календарь, позвольте повториться, с точки зрения хозяйственного использования отнюдь не идеален, и это навевает подозрение о том, что кто-то как-то оказался в роли провинившегося, проштрафившегося, и этот календарь, навязанным кем-то сверху, мог носить характер меры наказания.

            Теперь давайте бросим взор на материал, предоставленный Морозовым. Ровно тот, который породил тот самый первый импульс, на котором фактически молниеносно была написана первая работа автора этих строк. Она была своего рода не очень медленной реакцией автора этих строк на выход в свет 8-го тома труда Н.А.Морозова «Христос» под названием «Новый взгляд на историю русского государства» ([6]) в 2001 году. Нужный материал содержался на стр. 241. Причем внимание автора этих строк привлек не сколь ее основной текст, сколь примечания к нему.

            Там Морозов пытается цитировать источник под названием «Новгородская хартийная летопись», в традиционной исторической науке фигурирующий под названием «Новгородская харатейная летопись» и ведет по нему повествование. Основной его текст рассказывает о различных персонажах русских летописей и других нарративных источников, и в районе уже упомянутой 241-й страницы свет падает на хана Идику, известного также как Едигей. Сведения при этом во многом берутся из весьма популярного «Сборника материалов по истории Золотой Орды» Тизенгаузена, первого его тома ([9]). Этим сборником ставилась цель дать максимум источников по истории т.н. Золотой Орды, и в целом его можно охарактеризовать как один из самых популярных и, в известной степени этого слова, канонических, по этой теме.

В этой статье хочется воспроизвести абзац нашей ссылки, примечания к нему и предыдущий абзац. До них у Морозова примерно в течение трех страниц описываются военные похождения Идику согласно разным источникам, в том числе мусульманского биографического словаря Макризи:

«Второе сообщение.. мы находим в мусульманском биографическом словаре Макризи, но оно не имеет самостоятельного значения, так как представляет буквальную переписку только что изложенного с единственной пояснительной прибавкой: «Идику — это тот, который запретил «татарам» продавать своих детей, вследствие чего уменьшился привод их в Сирию и Египет»».

Что касается упомянутого ученого Макризи, то его полное имя: Таки ад-Дин Ахмед ибн Али аль-Макризи (1364, Каир — 1442, там же). Египетский историк и географ. Строкой ниже после звездочки идет его имя на арабском.

 تقى الدين أحمد بن على بن عبد القادر بن محمد المقريزى‎- *

А следующий абзац – непосредственно содержащий заинтересовавшую ссылку:  «А в биографическом словаре Эс-Сахави (автора книги «ад-Дау-аль-Лами», своего рода биографического справочника известных людей IX века хиджры – ВП) прибавлено еще: «Идики или Идеки, государь Дештского царства, умер насильственной смертью в 22 году (вместо 822 — 1420 года нашей эры)». Здесь у Морозова стоит звездочка. А под звездочкой в порядке примечания:

 «Интересно, что у арабских писателей IX века Геджры* его вековое число 7 часто не ставилось, и вместо, например, 717 года Геджры писалось просто в 17 году и этот же 17 год был также 17-м годом и XIV века нашего счета. Особенно точно это совпадение было в 1318 году, когда I число Раби-эль-Ахира 18 года Геджры как раз приходилось на 1 июня 1318 года юлианского счета. Кроме того, Раби-эль-Ахир — четвертый месяц мусульманского года и солнце в это время было в созвездии Близнецов, где солнцеворот (тропик Рака). В 1318 году этот солнцеворот приходился на 10 июня юлианского счета и на 10 Раби-эль-Ахира мусульманского 18 года. Можно ли это считать за случайное совпадение, а не за действительное образование счета Геджры путем вычета 600 лет из 1318 года?»

* – путь становления научной терминологии нелегок, некогда хиджру называли и так. В русских летописях еще она временами называется «егира».

            Представленный материал проливал свет на некую взаимосвязь христианского и мусульманского календарей, что, если позволить себе повториться, послужило своего рода исходным импульсом для начала исследовательского процесса. Не последнюю роль в формировании этого импульса сыграла своего рода заинтригованность ситуации, сложившаяся перед выходом в свет этого восьмого тома.

            Дело было в том, что предыдущие семь томов Морозова, выпущенные издательством «Леан-Крафт» в 1997-2000 годах, были репринтными изданиями этих же книг, выпущенных в тридцатые годы, еще при жизни Морозова. Далее, согласно словам Н.И.Ходаковского, известного историка ([10]): «Но после выхода в свет седьмого тома публикация была остановлена. Это понятно – восьмой том был посвящен истории Руси». Именно поэтому выхода в свет восьмого тома ждали многие.

            А после его выхода многим стало ясно, что он требует пристального изучения. И одним из самых интересных мест оказалось то, где он рассказал о мусульманском календаре. Которое и упоминается в этой статье.


2.2. Ход исследовательского процесса и выдвигаемые гипотезы

            Итак, импульс от Морозова был получен, исследовательский процесс был начат, и первые его результаты не заставили себя долго ждать. Они были оформлены в первую работу автора под названием «О хронологической точке стыковки календаря лунной хиджры и юлианского календаря и что из этого может следовать» и была выставлена в Интернете в том же, 2001-м, году. Там на основании сведений из упомянутого 8-го тома получила развитие мысль Морозова о временнóй взаимозависимости, то есть синхронизации, календаря лунной хиджры и юлианского календаря.

Представленный Морозовым материал навевал мысли о том, что некогда номера лет могли записываться лишь двумя цифрами, затем неким образом путем прибавления числа 700 создавалась запись номеров этих лет в эре лунной хиджры, а путем прибавления числа 1300 создавалась запись номеров этих лет в эре от РХ, или новой эре. Ее условно можно было назвать «версией номеров столетий».

При этом было не очень просто понять, откуда взялись такие цифры. Наибольшая ясность при этом достигалась с числом 1300 – это было первое число, кратное числу 100, после 1260-го года, с которым в рамках учения Иоахима Флорского связывалось второе пришествие Христа и о котором речь идет в Библии*.

* – учению Иоахима Флорского в книге автора «Как возникла глобальная хронология» ([3]) посвящена целая глава

            Здесь на первый план выходили вариации на темы чисел 12 и 13, связанные с особенностями синхронизации солнечного и лунного цикла. Они связаны с тем, что от одного естественного начала хозяйственного года – первого полнолуния после равноденствия до другого проходит то 12, то 13 лунных месяцев, и с этим было связано определенное время расчетов в ту эпоху. Мифопоэтика при этом сработала таким образом, что за числом 12 закрепилась репутация числа счастливого и совершенного, а за числом 13 – репутация числа несчастья. А сто лет – это как раз удобная для интерпретации продолжительность века.

Эта версия в чуть более развитом виде была отражена в ранних версиях еще одной работы автора этих строк «Становление количественных представлений о мировой хронологии. Попытка реконструкции». Сама версия реконструкции носила характер рабочей, а сама работа в разных версиях до поры до времени не предавалась широкой гласности и рассылалась узкому круг лиц. Помимо этого, изложение материала и рассуждения, связанные с ним, имели место в первой вышедшей в свет книге автора «Татаро-монголы. Евразия. Многовариантность» ([11]).

            Там были рассмотрены некоторые свойства арабского 30-летнего високосного цикла лунной хиджры, а также было обращено внимание на ряд свойств числа 720. В частности, на то, что 720 – это полное число (24) 30-летних циклов КЛХ, причем число 24 имеет интересное математическое свойство – это ровно 4! (читать: четыре факториал). При этом само число 720 – это 6! (читать: шесть факториал).  Тем самым на поверхность вышло понятие факториала, и была затронута тема некоторых  философских аспектов этого понятия.

            В несколько более обработанном виде этот материал попал в научно-популярную версию диссертации автора этих строк в виде книги «Как возникла глобальная хронология» ([3]), вышедшую в свет в 2010 году. Там в подразделе 5.2.1. под названием «Синхронизация мусульманской и христианской эр. Первая традиция синхронизации. Эра Диоклетиана как отражение одного из первых процессов летосчисления» высказывается и подробно рассматривается  гипотеза о возможной записи одних и тех же номеров лет в разных системах счисления, в данном случае по основаниям 8 и 10, и даются пределы хронологической истинности этой гипотезы.

Это предположение родилось после рассмотрения некоторых свойств чисел, лежащих в диапазонах 720-725 и 1320-1325. Тогда вышло на поверхность удивительное равенство: если, для конкретности, число 724 из этого диапазона записать в восьмеричной системе счисления, то оно запишется ровно как 1324. Если для всех чисел в краткой форме,

(720-725)10 = (1320-1325)8

Как автором было показано в третьей главе его книги «Как возникла глобальная хронология» ([3], сама глава носит название «Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии»), абсолютно не была исключена социологическая возможность того, что в глобальной хронологии счет лет был начат с некоего большого числа, значительно превосходящего ноль. Гипотеза в целом выглядела следующим образом:


            1) – в один прекрасный момент (или: в один прекрасный период) был начат счет лет от некоего большого числа, которое было записано в системах счисления с разным основанием, следовательно, в разном виде (далее – момент начала счета).

2) – (что ясно следует из п.1 гипотезы) в другой прекрасный момент (или: в другой прекрасный период) имело место прекращение записи в двух системах с утверждением в качестве рабочей лишь десятичной (далее – момент перехода)

3) – сама система записи чисел, обозначающих номера лет, могла быть как позиционной, так и непозиционной.

            Гипотеза, высказанная в таком виде, не производила впечатление доведенной до конца, и через некоторое время, уже после выхода в свет книги «Как возникла глобальная хронология» ([3]), начался новый период всестороннего анализа большого количества данных, связанных с хронологией и историей календарей, прежде всего с системно-математической точки зрения. Основное внимание было уделено путешествию начала мусульманского года, т.е. для 1 мухарамма, по солнечному календарю. И тогда на себя обратили внимание на две строки:

1 мхрм 720 ГЛХ = 10.02.1320 ЮК

1 мхрм 721 ГЛХ = 31.01.1321 ЮК,

Которые и навеяли мысли о начале года лунной хиджры, весьма желательным с зимнем солнцестоянием. Ибо были  и есть свидетельства о том, что зимнее солнцестояние для ряда календарных систем служило началом года.

Написанное чуть выше равенство положило начало цепочке математических выкладок, которая завершилась фразой «… через 38 лет это имело место попадание 1 мухаррама ровно на зимнее солнцестояние, и в этот день могло иметь место начало солнечного года! Этот день – это 13.12.1357 года ЮК, или день Нового 1358 года, или 1 мухаррама 759 год хиджры»

Именно в таком виде фигурировала гипотеза в печатной публикации в одном из номеров журнала «Мусульманский мир» ([12]) за 2015 год. А та, в которой на первый план выносятся числовые свойства тройного метонова цикла, фигурирует в этой работе.


В качестве небольшого эпилога

Хочется повториться, что особенность этой статьи состоит в том, что она является буквально частью, одним-единственным четвертым разделом статьи под названием «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» ([1]), да и то неполным. Там есть много интересного материала по теме становления хронологии, который здесь оказался в роли не самого тематичного.

И, разумеется, много информации под данной теме содержит научно-популярная версия диссертации автора этой статьи, вышедшая в виде книги под названием «Как возникла глобальная хронология» ([3]) и все работы, упомянутые в списке литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поляковский В.Т. О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге. www.academia.edu/42902691/О_разгадке_тайн_летосчисления_от_основания_города_AUC_лунной_хиджры_а_также_легенды_начала_строительства_Карлова_моста_в_Праге

2. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794/О_разгадке_тайн_иудейского_летосчисления_._Вторая_версия_статьи , https://proza.ru/2019/06/08/1192, https://www.facebook.com/tajnyiudlet

3. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010

4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. Наука, 1985.
5. Исламский_календарь.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламский_календарь

6. Морозов Н.А. Христос. 8-й том. Новый взгляд на историю русского государства. М. Леан-Крафт 2001. Электронная версия: http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/8-I02-03.htm

7. Конвертер дат для основных календарей.  http://recalc.ru/converter_calendar.html#
8. Бируни А. Избранные произведения. Ташкент 1957. т. I, 1974

9. Тизенгаузен А.Г. Сборник материалов по истории Золотой Орды. Т. 1-2. Спб. 1874-1940. Том 1. 1874.

10. Он-лайн ресурс. «Дом книг». Альтернативная история.  Ходаковский Николай. Третий Рим. https://dom-knig.com/read_143-216

11. Поляковский В.Т. Татаро-Монголы. Евразия. Многовариантность. М. Форум, 2002.

12. Поляковский В.Т. Европейские корни мусульманского календаря по хиджре: обоснование гипотезы /// Мусульманский мир. – 2015. – №1. – С.75-94

М., апрель 2020

В.Т.Поляковский

wlad@df.ru

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *