Природа Байкальского региона представляет собой уникальное сочетание разнообразных видов растительности, животного мира, геологических объектов, имеющих огромное значение для сохранения генофонда земли.
Конвенция ЮНЕСКО, 1972

На всей земле нет других таких источников чистой воды, как Байкал. Подумайте только: это озеро содержит в себе 20% мировых запасов пресных вод и 90% всей пресной воды России. Байкал — самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Среди озер земного шара он занимает первое место по глубине (1637м). Для заполнения котловины озера Байкал понадобился бы весь годовой сток всех рек всего земного шара.

Из млекопитающих в Байкале водится тюлень, которого люди называют — «байкальская нерпа». Питается он рыбой, в основном бычками и голомянкой, и дышит воздухом, а под водой может находиться не более 20 минут. Зимой, когда озеро покрывается льдом, нерпа делает во льду отдушины и всю зиму живет около них.
Когда гуляешь по берегам Байкала, сознание становиться чистым, как вода в озере. Вспоминаются слова русского писателя В. Г. Распутина: «У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал».

На северном берегу озера Байкал расположился город Северобайкальск.

Однажды жители этого города, обеспокоенные экологическим загрязнением Байкала и прилегающего к нему региона, пришли к Еше-Лодой Ринпоче с просьбой о проведения очистительного ритуала «Туйсол» на берегу озера Байкала.

Досточтимый Еше-Лодой Ринпоче 

Еше-Лодой Ринпоче родился в Литане, провинции Кхам в восточном Тибете в 1943 году, его признали четвертым перерожденцем тантрического йогина, который потом воплотился Учителем из традиции Нигма, а тот в свою очередь в Учителя из Кагью. Среди первых его Учителей был Шивалха Лхарамба, бурят родом из села Судунтуй Агинского округа, который был выдающимся знатоком буддийской философии и тантры, и считался одним из самых образованных Учителей в Тибете того времени. Потом Еше-Лодой Ринпоче переехал в Лхасу и стал изучать буддийскую философию у знаменитого бурятского ученого Тубден-Чойжи-Нима. Затем в марте 1959 года он вместе с другими двадцатью тибетцами бежал в Индию от китайских захватчиков. Ринпоче работал в Дхарамсале (Индия, резиденция Его Святейшества Далай Ламы), в государственной библиотеке тибетских трудов и архивов. Основными Учителями Ело Ринпоче являются Его Святейшество Далай Лама XIV и два Наставника Его Святейшества — Линг Ринпоче и Триджанг Ринпоче. От них и от глав школ Нингма, Кагью, Сакья, Гелуг Ело Ринпоче получил основные Посвящения и передачи Учения.

Досточтимый Еше-Лодой Ринпоче в 1993 году был приглашен Центральным Духовным Управлением Буддистов России в Бурятию. В 2004 году в Улан-Удэ на Лысой Горе открыт уникальный храмовый комплекс в тибетском стиле. Как мудрый и великий Учитель Еше-Лодой Ринпоче многократно передавал драгоценные наставления и посвящения по всей России и за рубежом.

Итак, Еше-Лодой Ринпоче с помощниками, откликнувшись на просьбу о совершении очистительного обряда «Туйсол», прибыл в Северобайкальск, и на берегу озера начал проводить обряд при собрании множества горожан.

«Туйсол» состоит из трёх основных частей. Первая часть Туйсола заключается в прошении об очищении грехов всех присутствующих, которые они могли совершить телом, речью и сознанием. Потом призывание Будд спуститься и ради блага живых существ вселиться в объекты почитания. Вторая часть молитвы заключает в себе воспоминание об омовениях, начиная с того, которое поднесла богиня Будде Шакьямуни при его рождении, а так же перечисление могущественных способностей Будды с просьбой, чтобы посредством Амриты эти способности были переданы всем живым существам. В третьей части излагается благодарность Буддам, перечисляются все подношения, приносимые в знак благодарности, и воздается хвала могущественным свойствам Амриты. Перед началом служения готовятся необходимые принадлежности это Мелон — Зеркало, Бумба — Ваза, Блюдо для Амриты, трава Куша, Кадак — Ритуальный Плат.

После окончания первой части молитвы, набросив на плечи Навса — Ритуальные Одежды, поднимается Зеркало перед статуями или изображениями Будд так, чтобы в лакированной поверхности отразились их лики. Потом берется Кувшин, наполненный чистой водой с разведенными в ней лепестками шафрана и другими сокровенными ингредиентами. Под Зеркалом находится Блюдо для Амриты. Во время чтения второй части по окончании каждого раздела держащий Кувшин льет воду на Зеркало, и вода, протекая через отражающиеся в зеркале лики Будд, получает спасительную и священную силу. После каждого возлияния произносятся мантры, и вытирается Зеркало. Так повторяется до окончания молитвы несколько раз: “Подобно тому, как божества совершали омовение, лишь только вы, Будды, родились, точно так же совершаю и я омовение тел Будд чистой божественной водой”. По окончании обряда амрита выливается в Вазу, и потом её используют для освящения, путем окропления, подношений буддам и бодхисаттвам.

По окончании обряда один из присутствовавших поблагодарил Еше-Лодой Ринпоче и посетовал, что раньше на берегах озера рядом с городом можно было встретить нерпу, но после того, как городская канализация и заводские отходы стали попадать в Байкал, загрязняя воду, она практически исчезла.

Еше-Лодой Ринпоче, взяв сосуд с амритой подошёл к берегу озера и освятил ей воду Байкала. И в этот момент неожиданно к берегу выплыла нерпа. Ринпоче никогда раньше не видел таких животных и поэтому спросил: «Об этом ли животном вы только что говорили?» Все умолкли и, повернувшись к воде, увидели невдалеке голову нерпы. Она была буро-коричневого цвета со смешными торчащими усами.

Многие жители Северобайкальска в тот день впервые смогли увидеть это очень чуткое к экологическому дисбалансу животное. Для всех это было чудо, и, конечно же, повод для радости, что вода в Байкале стала чище и чуточку приблизилась к своей девственной, первозданной красоте.

ОМ ХУНГ ДРАМ ХРИ АА ГАЯ ВИШОДХАНАЕ СУОХА

Алексей Тенчой

Дополнительно по теме:

Главный хурал Сагаалгана «Цедор Лхамо» дацана «Ринпоче Багша» (запись прямой трансляции от 23 февр. 2020 г.)

Праздник Сагаалган означает наступление Нового года по лунному календарю. 

В  день наступления Нового года принято просыпаться с рассветом, зажигать в окнах свет, заваривать свежий чай и думать о хорошем.

Праздник Сагаалган длится весь месяц. Проводится целая серия обрядов, посвященных 15 чудесам Будды. 

Редакция

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *