В последнее время мы все чаще и чаще задумываемся о проблемах, с которыми сталкивается человечество. Распространение ненависти и жестокости среди людей становится всё более ощутимым и тревожным явлением. Эта проблема угрожает не только нашей собственной безопасности, но и наносит серьезный ущерб обществу в целом.
Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии (Нельсон Мандела). Расизм, ксенофобия и нетерпимость формируются и проникают в умы людей со временем, под влиянием окружения, некачественного образования, СМИ и личного опыта. Однако, если обратиться к ряду исторических событий, можно обнаружить, что фанатичная ненависть и националистические предрассудки несуразно противоречат природе и основам человеческого существования.
Исходя из доказательной базы, которую предлагает ислам, наряду с другими авраамическими религиями, человек изначально был приспособлен, чтобы жить в сообществе и сотрудничать с другими людьми. Всевышний, призывая верующих к единению, в Коране говорит:
«Крепко держитесь за вервь Аллаха (Бога, Господа) все вместе и не разделяйтесь [Коран, 3:103].
Подобное социальное взаимодействие не только обеспечивает выживаемость, но и способствует развитию групповой идентичности. В такой перспективе насилие и антигуманные идеи и убеждения могут быть рассмотрены как селективные выбросы, противоречащие истинной справедливости, и как исключения из правил, подобные генетическим или биологическим аномалиям. Возможно, ненависть рождается из неподдающихся контролю факторов, которые выпадают из основных принципов социальной этики. Всевышний в Коране говорит:
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха (Бога, Господа), свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете [Коран, 5:8].
Религия, основанная на ниспослании божьего посланника, как примера для подражания и писания, как верного руководства, играет важную роль в формировании социальной структуры. Многие религиозные учения пропагандируют любовь, справедливость и миролюбие. Неоспоримыми являются факты, что духовность и религиозность обнаруживаются во многих аспектах человеческой истории, и именно на основе религиозных убеждений было создано множество ценностей, которые способствуют равноправному сосуществованию и гармонии. Ненависть, как следствие, может быть рассмотрена по причине искажения первоначальных принципов веры, вызванного некорректным истолкованием или злоупотреблением религиозных догматов.
Главные причины ненависти и предрассудков к представителям других культур, религий и национальностей связаны с недостатком знаний и страхом перед неизвестным. Отсутствие личного опыта общения и взаимодействия с представителями различных групп формирует стереотипы и обобщенное восприятие, которые не соответствуют реальности. Такие предрассудки питают ненависть и вражду, приводя к конфликтам и разобщенности в обществе. Всевышний, предостерегая верующих от нанесения незаслуженных обид и оскорблений в адрес других, говорит:
«Горе всякому хулителю и обидчику» [Коран, 104:1].
Человек по своей природе уникален, он способен к обучению и адаптации, явно выделяясь среди других творений Всевышнего. Он способен обретению множества навыков и эмоций, включая и ненависть…
Но важно помнить, что если человек может научиться ненавидеть, его также можно научить и любить. Любовь – это мощное и прекрасное чувство, дарованное Всевышним, способное изменить жизнь человека к лучшему. Она приносит радость и счастье, ведет к взаимопониманию и благополучию. Любовь настолько близка к сердцу верующего, что способна помочь ему в преодолении многих жизненных трудностей и испытаний. Любовь сильнейшее чувство, способное преобразить мир.
Слово “любовь” находит широкое употребление в контексте Корана и сунны заключительного божьего посланника ﷺ, однако оно больше всего связано с выражением чувства преданности Всевышнему, пророку Мухаммаду ﷺ, его предшественникам, праведникам, а также любовью, которая существует между верующими. Всевышний в Коране говорит:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха (Бога, Господа), то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» [Коран, 3:31].
Ислам, безусловно, ставит особый акцент на значение любви в вероучении, призывая своих последователей проявлять эту нежную привязанность и взаимоуважение. В контексте веры, любовь становится не только духовным понятием, но и чертой, которой следует научиться владеть. Быть верующим – значит стремиться испытывать и проявлять бескорыстную любовь к своему Творцу и к тем, кого Он любит. Ведь именно любовь становится основополагающим принципом, объединяющим верующих и придавая их общности силу и согласие.
В контексте Корана и сунны заключительного божьего посланника ﷺ часто звучат наставления, направленные на развитие и укрепление этих важнейших духовных качеств верующих – милосердия, сострадания и проявления любви ко всем божественным творениям, поскольку они являются важными составляющими веры и руководством в личной жизни каждого мусульманина. Следует отметить, что посредством слова “любовь” трактуется не только непосредственное чувство, но и его значение как возвышенной и неразрывной связи между верующими, Богом и окружающим миром.
Да будем мы и наши близкие в числе праведных и благочестивых рабов Всевышнего, которые своими благими делами и поступками способствуют укреплению мира и согласия на Земле! Амин.
Мира вам и вашим близким, милости Всевышнего и Его благословения!
Р.Р. Фасхудинов