Чувство глубокой привязанности к своему народу и исключительная преданность к своей родине – замечательные духовные состояния, имеющие самое прямое отношение к естественным социальным и моральным нормам, регулирующим поведение человека в обществе. Эти чувства выступают выражением стремления к идентичности и принадлежности, обеспечивая основу для социальной когезии и взаимопонимания. Но если добавить к ним соответствующую идеологическую и политическую подоплеку, то мы получим национализм, способный создавать и разрушать государства, объединять и разделять людей, а при определенных условиях — разжигать вражду, конфликты и ненависть.
При переходе в крайнюю форму национализм может превратиться в шовинизм, ксенофобию и агрессивный империализм. Он может привести к угнетению национальных меньшинств, разрушению мультикультурных обществ и усилению этнических конфликтов. Исторические примеры показывают, что подобный национализм часто становился причиной войн, геноцида и других массовых трагедий.
Нам же интересна позиция ислама в данном аспекте. Если обратимся к Корану и сунне пророка Мухаммада ﷺ, мы увидим, что религия ислам однозначно выступает против крайних форм национализма и проповедует идею, выходящую за рамки национальных и этнических различий. Всевышний, призывая потомков Адама и Хавы к миру и согласию, говорит:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом (Богом, Господом) среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» [Коран, 49:13].
Приведенный выше аят гласит о том, что национальное и культурное многообразие человечества должно быть поводом для сотрудничества, а не для конфликта и разделения.
Многочисленные хадисы пророка Мухаммада ﷺ также охватывают данную проблему. Пророк Мухаммад ﷺ многократно заявлял, что превосходство одного человека над другим измеряется богобоязненностью и праведными деяниями, а не расовыми или национальными признаками. В одной из своих заключительных проповедей он подчеркнул:
«О люди! Поистине, у вас один Господь. У араба нет превосходства над неарабом, и у неараба нет превосходства над арабом, и у белого нет превосходства над чёрным, и у чёрного нет превосходства над белым, кроме богобоязненности. Поистине, самый достойный среди вас перед Аллахом — самый богобоязненный. Скажите, передал ли я вам?» Люди сказали: «Ты передал, о посланник Аллаха». Тогда он добавил: «Пусть же присутствующие здесь передадут это тем, кого здесь нет» [Хилья аль-аулия 3/100, Шуаб аль-иман 4774].
История ислама сама по себе являет свидетельство против дискриминации на основе национальности. В периоды своего наивысшего расцвета мусульманские сообщества включали представителей множества народов, культур и языков, живущих под единым знаменем веры. Эти сообщества ценили и способствовали многонациональному и мультикультурному сотрудничеству, будь то в области науки, медицины, торговли или искусства. В период правления Аббасидов, например, Багдад стал центром знания, где взаимодействовали величайшие умы и просветители со всего мира, от Китая до Испании.
Современные мусульманские мыслители и религиозные деятели России и других дружественных нам стран продолжают выступать против расизма и национализма, считая их несовместимыми с основными принципами ислама. Они, опираясь на Коран и сунну пророка Мухаммада ﷺ, утверждают, что крайний национализм, основанный на превосходстве одной нации над другими, ведет к конфликтам, несправедливости и разобщению, что противоречит цели мирного сосуществования и гармонии, к которой стремится и призывает ислам.
Таким образом, ислам, будучи религией мира, справедливости и единства, отвергает любые формы крайних националистических идеологий и подчеркивает важность братства и равенства среди всех людей.
Важно помнить, что истинная привязанность к своей родине и народу должна непременно сочетаться с уважением к другим культурам и народностям. Только тогда она станет всеобщим благом, а не причиной для разрушений.
Да укрепит Всевышний нас и наших близких на пути праведности и благочестия. Пусть наша жизнь будет украшена высокой этикой и моралью, бескорыстной дружбой и добрососедством! Амин.
Мира вам и вашим близким, милости Всевышнего и Его благословения!
Р.Р. Фасхудинов