Товарный знак представляет собой символ, обозначение, которое позволяет индивидуализировать и отличить товар одного хозяйствующего субъекта от товара другого хозяйствующего субъекта.
Товарный знак как средство индивидуализации товара имеет многовековую историю. Еще в античности и Средние века клейма и иные прообразы товарного знака отличали товары одних производителей от других, служили гарантией качества реализуемой продукции.
Покупатели в своих предпочтениях ориентировались и будут ориентироваться на товарный знак как некий символ, характеризующий товар определенными положительными и отрицательными потребительскими свойствами. Товарный знак помогал хозяйствующим субъектам продвигать выпускаемую на рынок продукцию, и как следствие, увеличивать выручку.
В современной экономике вопросы создания, использования и распоряжения исключительным правом на товарный знак имеют важное значение. Зарегистрированный товарный знак позволяет хозяйствующим субъектам:
– уверенно выйти на рынок со своим товаром, работой, услугой;
– не нарушить право на товарный знак конкурента, а значит, защитить вложения в инвестиционный проект;
– поставить барьер от копирования и «паразитической» недобросовестной конкуренции;
– рекламировать, продвигать свою продукцию на внутреннем и внешних рынках;
– масштабировать бизнес за счет предоставления франшиз, поскольку товарный знак является неотъемлемым компонентом комплекса прав по договору коммерческой концессии;
– поставить исключительное право на товарный знак на бухгалтерский баланс, тем самым увеличивая имущество и стоимость бизнеса.
Можно выделить следующие функции товарного знака:
- индивидуализирующая функция, то есть та функция, которое зафиксирована в легальном определении в статье 1477 Гражданского кодекса РФ;
- гарантийная функция. Под этим понимается, что потребителю предоставляется гарантия в совокупности потребительских свойств товара, маркированного товарным знаком;
- рекламная функция;
- защитная функция, которая состоит в предоставлении правообладателю товарного знака права запрещать и привлекать к ответственности нарушителей исключительного права на товарный знак;
- отличительная функция, позволяющая потребителю отождествлять товар с нанесенным товарным знаком с определенным предприятием.
- финансовая или инвестиционная функция товарного знака – товарный знак можно поставить на бухгалтерский баланс, с расширением хозяйственной деятельности стоимость товарного знака будет расти, а значит, продажная стоимость бизнеса увеличиться.
Халяль в переводе с арабского языка означает «разрешенный, разрешенное», «все то, что разрешено и допустимо в исламе». «Халяль» – свод правил, касающихся принципов жизни последователей ислама и «мусульманской морали».
Противоположностью «халяль» является термин «харам», который в арабской культуре означает вещи, неприемлемые или несовместимые с законами ислама.
Согласно исламу, большинство продуктов питания являются «халяль» (разрешенными) уже по своей природе. Однако есть ряд исключений, которые не соответствуют требованиям «халяль». Они классифицируются как продукты «харам» (запрещенные). К ним относятся, например:
– продукты растительного происхождения, то есть растения, представляющие опасность для жизни и здоровья человека, проявляющие опьяняющее действие. Исключением могут быть растения, с помощью которых возможно выведение токсинов.
– продукты животного происхождения, в том числе:
– хищные птицы с когтями (соколы, орлы, стервятники),
– все животные, для которых вода и суша являются естественной средой обитания (лягушки, крокодилы, бегемоты),
– свиньи и кабаны,
– обезьяны, собаки и змеи,
– плотоядные животные с клыками и когтями (медведи, львы, тигры),
– крысы, мыши и другие вредители,
– пчелы, муравьи и другие насекомые,
– животные, используемые человеком в качестве транспорта (лошади, ослы, мулы),
– все животные, убой которых не был произведен в соответствии с правилами ислама.
– спиртные напитки (водка, пиво, вино и другие опьяняющие напитки).
– пищевые добавки, то есть все вещества, примеси в жидкой форме, которые относятся к производным запрещенных продуктов.
В настоящее время все большую популярность приобретает сертификация «Халяль», которая подтверждает, что состав и технология производства товара соответствует требованиям ислама. В некоторых странах такая сертификация является обязательной, в других носит добровольный характер.
Сертификация «Халяль» осуществляется в отношении следующих товаров и услуг:
-продукты питания;
– парфюмерно-косметическая продукция;
– лекарственные средства;
– корма и кормовые добавки для животных;
– оказание услуг гостиницами и ресторанами;
– некоторые другие товары и услуги.
Сертифицируя свои товары или услуги, хозяйствующие субъекты получают конкурентное преимущество перед остальными участниками рынка.
В этом отношении регистрация товарного знака и сертификация по стандартам «Халяль» выполняет общую гарантийную функцию, то есть направлены на обеспечение и защиту качества товара.
Регистрация товарного знака предоставляет правообладателю исключительное право на товарный знак (ст.1484 ГК РФ). Исключительное право на товарный знак представляет собой совокупность триады правомочий: право использования, право распоряжения, право запрета.
Исключительное право означает, что только правообладатель обладает правом использования и никто больше без его согласия.
Исключительное право на товарный знак не противоречит нормам ислама. Исключительное право на товарный знак защищает интеллектуальный труд и инвестиции правообладателя при выводе на рынок оригинального уникального товара, маркированного товарным знаком.
Исключительное право на товарный знак не ограничивает потребителей покупать и использовать для собственных нужд товар, маркированный товарным знаком. Человек, покупая на свои честно заработанные деньги оригинальный товар у правообладателя товарного знака или иного лица, правомерно вводившего товар в гражданский оборот, получает необходимые блага и удовольствие от его использования.
В то же время в коммерческой сфере производители и организации оптовой и розничной торговли (дистрибьюторы, магазины) для соблюдения исключительного права на товарный знак должны поступать одним из следующих способов.
Первый способ заключается в приобретении товара у правообладателя товарного знака.
Вторым способом является приобретение товара у лица, купившего товар у правообладателя товарного знака.
При первом и втором способе происходит так называемое «исчерпание исключительного права на товарный знак» на основании ст. 1487 ГК РФ. Смысл этого феномена заключается в том, что исключительное право на товарный знак действует только на первый акт продажи товара, а далее перестает действовать.
Исчерпание исключительного права ограничивает действие этого права на всю цепочку продаж до конечного потребителя, то есть населения.
Третий способ заключается в получении лицензии на производство у правообладателя товарного знака.
Таким образом, коммерсанты, выпуская товар по лицензии или покупая оригинальный товар у производителя – правообладателя товарного знака один раз платят правообладателю товарного знака за всю цепочку продаж товара до конечного потребителя.
Такое положение дел является справедливым, поскольку коммерсанты не затратили финансовых вложений и умственного труда для вывода своего продукта как правообладатель товарного знака – первопроходец на рынке.
Исходя из вышесказанного, исключительное право на товарный знак имеет справедливую природу. Исключительное право на товарный знак должны соблюдать коммерсанты – производители и продавцы товара.
Согласно ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Незаконно означает самовольное использование, без разрешения правообладателя.
Выпуская или продавая контрафактный товар, коммерсант совершает грех. Он нарушает интеллектуальные права – исключительное право на товарный знак, он обворовывает, разоряет правообладателя товарного знака, нанося ему убытки в виде недополученной прибыли, дискредитации качества оригинального товара или нанесения ущерба деловой репутации.
Также контрафактный товар может привести к смерти или нанести вред здоровью потребителям. Особенно это важно для таких отраслей как медицина, фармацевтика, машиностроение. Представьте, если контрафактный лекарственный препарат окажется менее качественным, чем оригинальный, это может привести к осложнениям или смерти пациента.
Некачественная деталь в автомобиле может привести к его поломке и дорожно-транспортному происшествию, и как следствие, к инвалидизации человека или его смерти.
Таким образом, регистрация товарного знака справедлива по канонам ислама, юридически защищает права разработчика товара и обеспечивает качество продукции, защищает потребителей от подделок, ставит серьезный барьер в выводе недобросовестными коммерсантами некачественной продукции.
Уважаемые братья мусульмане!
Настойчиво рекомендую Вам регистрировать товарные знаки, защищая свой оригинальный товар от копирования!
Призываю Вас соблюдать исключительное право на товарные знаки, не выпускать и не продавать контрафактный товар!
Сатаев Анар
Руководитель специальных проектов ХАЛЯЛЬ-ТВ