Доброта, отзывчивость и милосердие являются основополагающими принципами религии ислам. Они должны активно реализовываться верующими на всех сторонах общественных отношений, в том числе и с соседями. Об говорится во многих аятах священного Корана и сунне достопочтимого пророка Мухаммада ﷺ.
Всевышний в Коране говорит:
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы» [Коран, 4:36].
Данный аят Корана призывает верующих быть добрыми ко всем соседям (вне зависимости от родства, национальности и вероисповедания), оказывать им посильную помощь и проявлять снисходительность к их недостаткам.
От Ибн Умара и Аиши (да будет доволен ими Всевышний) передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Джабраиль (Гавриил) не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников» [Бухари 6014, 6015; Муслим 2624, 2625].
Абу Зарр (да будет доволен им Всевышний) сообщил: «Мой друг посланник Аллаха ﷺ давал мне такое наставление: «Когда варишь суп, наливай побольше воды. Затем мысленно перебери своих соседей и с радостью поделись с теми, кого ты считаешь нужным накормить!» [Муслим, Бирр, 143].
Важно, что отсутствие излишних материальных средств не является уважительной причиной для того, чтобы отказать себе в соблюдении прав соседей. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Не является верующим (не обладает совершенством веры) тот, кто ложится спать сытым, в то время как его сосед голоден» [Хаким, 2/15; Хайсами, 8/167].
Достойным примером для подражания являются действия сподвижников пророка ﷺ, описанных в одной из историй Ибн Умара (да будет доволен им Всевышний):
«Было семь домов, все их обитатели были бедными. Хозяин одного из этих домов отправил соседу в подарок баранью голову. Тот, подумав, что другой сосед больше нуждается в этом, отдал баранью голову ему. А третий сосед с той же мыслью отправил баранью голову следующему соседу. Таким образом, баранья голова обошла все дома и вернулась в тот дом, откуда она была послана изначально» [Хаким, 2/526].
Подобное проявление доброты, отзывчивости и миосердия – прекрасный показатель того, насколько благородными и высоконравственными были сподвижники заключительного божьего посланника ﷺ.
Да будем мы и наши близкие в числе праведных и благочестивых рабов Всевышнего, которые наилучшим образом соблюдают права соседей, не причиняют им вреда ни действием, ни словом, проявляют внимательность и чуткость к их заботам и нуждам! Амин.
Мира вам и вашим близким, милости Всевышнего и Его благословения!
Р.Р. Фасхудинов